Многие рукодельницы и мастера домашнего хендмейда часто размышляют о том, как можно реализовать свои изделия клиентам и начать наконец-то достойно зарабатывать на любимом хобби. Чтобы ответить на этот вопрос, для начала стоит разобраться, можно ли на самом деле хорошо заработать на скрапбукинге?
Этот вид рукоделия в последнее время приобретает все большую популярность в нашей стране. Сначала люди увлекаются скрапбукингом для того, чтобы приятно провести время и сделать для себя нечто необыкновенное собственными руками. Затем появляется желание реализовать свои изделия и зарабатывать на жизнь таким способом. Но многие начинающие мастерицы не знают, как адекватно оценить свои работы.
Чтобы продать свое творчество по достойной цене, люди часто обращаются к опытным мастерам своего дела и ждут исчерпывающие ответы. А некоторые успешные мастера хендмейда с удовольствием делятся своим опытом и секретами активной продажи. Именно об этом пойдет речь в статье.
Для начала необходимо разобраться, как правильно оценить свое изделие перед продажей?
Обычно самое первое желание реализовать свою работу появляются у мастера, когда он уже достаточно уверен в собственных силах. Либо окружающие начинают говорить ему комплименты и сами просят продать понравившуюся вещь. Именно в этот момент человек сталкивается с трудностями при адекватной оценке своего творчества. Как же следует поступить в этом случае?
Конечно, легче всего сравнить готовое изделие с теми работами, которые успешно продаются на рынке эксклюзивных товаров. Затем стоит поближе рассмотреть, за что продавец просит деньги и соответствует ли ваше изделие этому уровню по своему качеству?
Можно также посетить ближайший к дому скрап-клуб и посмотреть на товары, которые мастерицы предлагают к продаже. Таким образом, удастся сформировать хоть какое-то представление о цене и двигаться дальше.
Со временем уровень мастерства любителя скрапбукинга растет, и у него начинают появляться постоянные клиенты. После этого можно смело повышать цену на изделия до возможного уровня платежеспособности клиентов. И на это стоит обратить пристальное внимание, поскольку финансовые возможности покупателей определяют спрос. Если этими покупателями являются друзья мастера, то можно без стеснения задать им вопрос: «За сколько вы готовы купить эту вещь?».
В качестве примера можно привести такую ситуацию, при которой мастер сам приносит свое изделие друзьям или коллегам, чтобы похвастаться достижениями. Кто-то из присутствующих может предложить купить эту вещь за определенную сумму. Таким образом, у мастера будет сформировано четкое представление о том, за сколько можно продать свою ручную работу. В любом случае, главное — объективно ее оценить и не требовать слишком много.
Исходя из практики продажи изделий ручной работы, можно сказать, что методы установления цены могут быть разными. Известная мастерица по изготовлению открыток Ольга Коробейникова (Olgalucky) раскрывает особенности своего ценообразования:
«Стоимость ручной работы зависит от тех материалов, которые были использованы для создания открытки. Также свою роль играет сложность изделия и время, которое было потрачено на его изготовление. Кроме того, в расчет берется фактор спроса. Если говорить о цене материала, то нужно сначала посчитать цену бумаги, цветов, украшений и бусин для открытки. Расходные материалы, такие как скотч, разноцветные ленты, жидкий жемчуг или глиттер, можно оценивать в зависимости от степени расхода на изделие. Обычно их стоимость не превышает пятидесяти рублей на одну открытку (все зависит от размера).
Дальше происходит оценка затраченного времени. Конечно, нельзя рассчитать все объективно и точно. Каждая минута личной жизни, потраченная на изготовление открытки, бесценна, ведь можно провести это время с семьей и детьми. Иными словами, можно просто прибавить к цене еще 30% от стоимости затраченных материалов. В результате получается наиболее оптимальная цена за потраченное время, труд и материалы. Если же оценивать работу слишком высоко, то клиент не будет полностью доволен своей покупкой. Возможно, он вовсе не купит открытку, поскольку посчитает, что она не стоит таких денег, особенно с учетом пересылки или доставки».
Некоторые мастера могут посчитать, что наценка в 30% от стоимости материалов – это слишком мало за потраченное время и эксклюзивную работу. Для примера можно привести мнение другой мастерицы.
Анна Панченко (anhen) считает, что после расчета стоимости потраченных материалов необходимо умножить это число на два. Затем можно смело прибавить к получившейся сумме еще 20%. В эту сумму «наценки» уже будет заложена стоимость доставки (пересылка, проезд на метро или такси) к месту встречи с покупателем. Также в стоимость будут заложены счета за телефонные переговоры или покупку дополнительных материалов. Если же заказ срочный, то к его стоимости можно прибавить 50%. При не срочном заказе цену можно понизить на 10-15%, поскольку за длительное время изготовления можно найти более дешевые материалы или дождаться их пересылки из-за границы.
Подход Анны к ценообразованию на свои изделия наиболее рационален. Но есть и другие мнения.
Мастер по изготовлению альбомов Ирина Музалевская (muzamama) считает, что цену необходимо устанавливать следующим образом: «Сначала надо посчитать стоимость материалов и своей работы. Затем нужно подумать о том, сколько вы хотите заработать за месяц на продаже изделий и оценить свою трудоспособность (количество изготовленных альбомов). Таким образом, можно посчитать примерное количество изделий, которые будут продаваться клиентам по определенной цене. Этот способ самый замечательный, ведь он позволяет повышать собственную производительность и достигать поставленных целей».
Необходимо взять на вооружение несколько полезных рекомендаций о том, как можно установить хорошую цену на свои изделия. Если рассматривать ценообразование на примере изготовления альбома ручной работы, то нужно оценивать стоимость всех его листов. Первая страница будет стоить дорого, поскольку она самая эксклюзивная. То же самое можно сказать об открытках ручной работы. Стоимость готового альбома ручной работы не должна быть меньше цены, которая установлена за открытку, поскольку в альбоме содержится множество страниц.
Есть также варианты определения цены изделия, которые учитывают амортизацию рабочих инструментов мастера и процент обрезки (порчи) затраченных материалов. Конечно, если у мастера есть своя собственная студия, то нужно брать во внимание стоимость ее аренды, всевозможные обязательные платежи и прочие расходы. Прим массовом выпуске изделий ручной работы это нужно учитывать обязательно.
Другой немаловажный вопрос, который очень сильно влияет на цену готового изделия – это его уникальность. Разные мастера предпочитают выбирать различные пути, но в основном все зависит от возможностей конкретного человека и преследуемых целей. Некоторые мастера предпочитают делать большой объем товаров для продажи и с помощью такого солидного «тиража» повышать свою прибыль. Но подобные изделия уже не назовешь эксклюзивными и высокохудожественными. Совершенно понятно, что их цена будет на порядок ниже, чем у редких и единичных изделий. Всем мастерам и ценителям хендмейда хорошо известно, что уникальность работы определяет ее стоимость и качество.
Если мастер уже достиг определенных результатов и умеет делать необычные вещи, то это сигнал к более продуманным действиям. Искусные работы покупают такие же искушенные заказчики. Поскольку они хорошо разбираются в уникальных вещах, то знают им цену. Как же установить ее в данном случае правильно?
Наиболее простой вариант – изготовление работы под заказ. Если существует покупатель, который готов оценить уникальность работы мастера и заплатить за нее хорошие деньги, то можно обговорить цену заранее. Одному покупателю нужна недорогая и красивая эксклюзивная открытка, другому нечто необычное, за которое он способен хорошо переплатить. Мастер по своему усмотрению может сделать редкую открытку и за 100 рублей, но это уже попадет в разряд благотворительности и пустой траты времени. Многие мастера ведут себя иначе и оценивают свою работу по тому, насколько платежеспособен сам клиент. Если его финансовое состояние достаточно устойчивое, и он постоянно делает заказы, то за работу можно попросить больше. А при желании ему можно сделать скидку за постоянство.
Другой вариант – изготовление вещи для продажи не по заказу. В этом случае стоит сразу задуматься над тем, кому, где и когда можно продать эту вещь. Возможно люди не смогут объективно оценить труд, поэтому не стоит сильно тратиться и выкладываться.
В качестве примера несоответствия цены работы и места ее продажи можно привести весьма распространенный случай. Многие мастера часто совершают ошибку и продают свои изделия не в том месте. Например, во время ярмарки, где представлены самые разнообразные товары, выставляется стенд с изделиями ручной работы. Он может быть красиво оформлен и наполнен самыми разными эксклюзивными товарами. Но в свете окружающей обстановки этот стенд затеряется.
У покупателей будет создаваться впечатление, что этот стенд – всего лишь часть общего «базара», на котором нельзя купить что-то эксклюзивное и дорогое. Там, где продают все подряд от продуктов до напитков и вещей, нельзя продавать свою эксклюзивную работу. Ранимый мастер может услышать много нелестных отзывов о своих поделках и полностью разочароваться в собственном таланте.
Как только человек усомнится в умении прекрасно работать и творить, его работы моментально потеряют стоимость. Часто разочаровавшиеся мастера продают свои изделия почти даром несмотря на то, что потратили на них много личного времени и денег. Некоторые даже умудряются устраивать акции и распродажи типа «Три открытки за 200 рублей, а четвертая в подарок».
Но скрап-работы – это не товары для широкого потребления. Эксклюзивные открытки не могут нравиться всем. Чтобы не потерпеть разочарование от собственной работы, необходимо найти относительно свободную потребительскую нишу и обрести платежеспособных покупателей. Также нужно помнить, что ценители не ходят по базарам.
Такая мысль рано или поздно приходит ко всем мастерам, которые всерьез занимаются изготовлением эксклюзивных вещей. Более того, многие из них занялись этим делом как раз для того, чтобы заработать. Некоторые мастера даже создают свои объединения и студии с целью покорить мир. Но многие мастерицы предпочитают работать индивидуально или открывают свои интернет-магазины и клубы по интересам.
Конечно, заработать с помощью скрапбукинга можно, поскольку эта идея реализуется без титанического труда. Но всем мастерам, которые желают закрепиться на рынке, необходимо сразу понять, — деньги редко совместимы с творчеством. Либо мастер работает на прибыль, либо делает ставку на эксклюзивность и творчество. Если же говорить о деньгах и творчестве, то это два взаимоисключающих понятия.
Чем больше стремления проявляется к деньгам, тем меньше старается мастер, поскольку он спешит создать больше изделий для продажи. Здесь уже идет речь о рентабельности самого скрапбукинга как обычной работы. Если мастер занят количеством работ, то он ищет не творческие идеи, а рынки сбыта и потребительскую нишу. Этот вопрос он тщательно обдумывает перед тем, как потратить много денег на закупку материалов впрок.
Чаще всего мастерицы приходят к выводу, что невозможно зарабатывать на жизнь, если изготавливать только лишь одни альбомы с фотографиями. Такая работа требует очень много личного времени и терпения. Кроме того, очень много сил будет потрачено на разработку концепции и сбор материала, ведь каждый заказчик хочет получить индивидуальный экземпляр открытки или альбома «с нуля».
Самое подходящее направление для хорошего заработка – это свадебная тематика в любых проявлениях, включая изготовление приглашений, открыток, свадебных книг с пожеланиями и других аксессуаров. В этом деле мастеру могут помочь личные связи или прямое сотрудничество со свадебными салонами.
Хорошим способом зарабатывания денег может стать серийное производство продукции. В этом случае мастер единожды придумывает и разрабатывает идею, а потом многократно ее тиражирует. Именно по этой причине изготовление открыток очень выгодно в рамках сотрудничества с праздничными и свадебными салонами. Они постоянно готовят для клиентов открытки, приглашения, сертификаты к мероприятиям, а также делают эксклюзивные карточки клубов.
В теории опытный мастер может наладить свое «производство» через создание типового альбома с образцами. Но это уже не будет иметь никакого отношения к творческой работе, а скорее превратится в обыкновенный бизнес. Однако, если мастер стремится к заработку, то такой вариант самый подходящий.
Для более глубокого изучения скрапбукинга как процесса зарабатывания денег, можно обратить свое внимание на мастер-классы опытных специалистов. Сегодня очень часто можно увидеть заманчивые предложения, — «Мы поможем изменить вашу жизнь». Подобное предложение делает известная мастерица Катия Соловцова (Аверька), которая является креативным директором Питерского Скрапклуба.
Катия Соловцова не сразу приняла решение зарабатывать хендмейдом на жизнь. Девушка девять лет трудилась обыкновенным валютным брокером и давно привыкла к стабильности в финансовом плане. Решение сменить род деятельности стало для нее очень сложным шагом на пути к новой жизни. К тому моменту, как Катия решилась окончательно уволиться с прежней работы, она уже обрела солидный опыт изготовления изделий на заказ.
При наличии свободного времени человек сам начинает искать пути творческой реализации. Но может произойти и так, что свободного времени будет больше, чем самого творчества. К тому же, оно может перемешаться с ленью и другими занятиями. Но если перед собой поставлена четкая цель, ничто не сведет человека с правильного пути. Новичков пугает страх перед неизвестностью. Иногда начинающие мастера испытывают панику за собственное материальное благополучие. Но это состояние находится исключительно в их руках. Чем больше старается мастер, тем быстрее он удаляется от творческого кризиса.
Каждому мастеру нужно понимать, что все изделия, изготовленные для себя, не являются теми же самыми вещами, которые можно делать для других. Все клиенты разные. Конечно, в идеале нужно угадывать желания заказчика и понимать, где лучше ставить акценты. Если желания клиента сильно расходятся с умениями мастера, то будет сложно убедить первого в необходимости своей работы. Также важно понимать, что люди, которые не разбираются в скрапбукинге и не владеют техникой, вообще не имеют представления о затратах сил, времени и средств на изготовление изделия. Скрапбукинг – это не типографский проект, где можно внести коррективы и заранее увидеть результаты.
Умелый мастер может ловко маневрировать со стоимостью материалов для изготовления изделий ручной работы. Как правило, у мастериц уже есть излюбленные места и магазинчики со скидками и акциями. В некоторых случаях они сразу договариваются о продаже или покупке необходимых материалов для творчества и напрямую сотрудничают с поставщиками.
Необходимо корректировать затраты времени на изготовление изделия. Чтобы творчество не уходило в потолок, а время не было потрачено зря, нужно учиться новым техникам. Они помогают ускорить многие процессы без потери качества. Также мастеру следует регулярно посещать выставки и мастер-классы по скрапбукингу. Можно существенно сократить время, если использовать современные механические установки и инструменты.
Хороший мастер должен всегда стремиться к идеалу. Любая фантазия автора должна быть сосредоточена в его руках. Только так можно достичь максимального уровня мастерства и занять свою ячейку в скраповом бизнесе.
Как только новичок начинает свой нелегкий путь и пытается организовать работу, у него возникают трудности со временем. Часто начинающие мастера покидают свою рабочую площадку поздним вечером или работают в выходные. Они практически не имеют времени на болезнь, отдых или перерывы, ведь по обязательствам перед клиентами нужно рассчитываться вовремя.
Если мастер не выполняет работу в срок, то не заслуживает доверия заказчиков. Поэтому он обязан включать в срок выполнения заказа форс-мажорные обстоятельства, или обсуждать критическую ситуацию с заказчиком заранее.
Работа в напряженном режиме часто не нравится близким людям, которые могут посчитать скрапбукинг глупым занятием. Если у мастера есть возможность организовать свое дело вдали от любопытных домашних глаз, то он освободит себя от вмешательства и постоянного отвлечения на домашние дела.
Как было сказано ранее, ценообразование играет ключевую роль в работе. Некоторые знакомые могут засыпать мастера просьбами сделать нечто необыкновенное быстро и бесплатно по дружбе. Но любая работа стоит денег. Если вы собираетесь зарабатывать на жизнь скрапбукингом, необходимо тактично отметать такие невыгодные предложения. Конечно, сначала люди могут обижаться на отказы. Но когда они поймут, что это занятие представляет собой настоящую работу, нелепых просьб не будет.
Если у мастера появилась солидная клиентская база, то он точно не останется без дела и зарплаты. Причем, перед выполнением работы стоит сразу взять задаток или даже всю сумму. Поскольку у мастера эксклюзивных вещей не бывает типовых проектов, то стоимость изделия сложно определить заранее. Обычно в этом случае мастер сразу оговаривает с клиентом максимально допустимый уровень расходов и определяет свою прибыль.
Есть такие творческие проекты, которые мастер должен делать для укрепления собственного авторитета. Они не всегда окупаемы, но служат дополнительной рекламой и повышают клиентскую базу в перспективе. По этой причине прибыль необходимо считать не за каждый заказ, а по итогам всех заказов на определенный период за вычетом обязательных материальных расходов и налогов.
Пожалуй, это самый важный и волнующий вопрос для мастера скрапбукинга. Мало кто из клиентов самостоятельно будет искать мастера.
Придется сначала делать некоторые работы за символическую плату. Это будет хорошим залогом на будущее, поскольку довольные клиенты часто рассказывают окружающим о ваших изделиях. При этом не стоит забывать, что любое изделие надо помечать индивидуальной надписью или штампом, чтобы при необходимости клиент мог легко идентифицировать и разыскать мастера. Немаловажную роль в процессе поиска клиентов играют социальные сети. Если периодически выкладывать туда фотографии готовых работ, количество клиентов увеличится. Можно даже создать портфолио и отметить в нем свои скраповые способности.
В идеале лучше вступить в скрап-клуб и выставлять свои работы на стенде. Там же можно пройти мастер-классы и повысить свой уровень профессионализма в творчестве.
Каждый мастер прекрасно знает, что лучше всего работает реклама от «сарафанного радио». Поэтому важно всегда быть на позитиве, умело общаться с клиентами и преподносить свои таланты должным образом. Товары ручной работы и ценятся именно за то, что изготовлены своими руками с любовью.
История заработка на скрапбукинге от Дины Ахметовой, поможет начинающим мастерам почувствовать себя уверенными и успешными. Девушка давно занимается декорированием праздников, украшением торжественных залов и изготовлением аксессуаров. В основном в ее работе присутствует свадебная тематика. Поэтому больше всего заказов Дина принимает в летний период. Иногда девушка буквально ночует на работе, хотя и признается, что считает ее безумно интересной и приятной. Зимой работы меньше, а времени на новые идеи больше. Чтобы не скучать в эти дни, Дина делает для продажи очень интересные вещи и рукодельные штучки. Заработка от их продажи хватает на аренду помещения и на жизнь.
Девушка впервые узнала о скрапбукинге в 2009 году и сразу поняла, что это отличный шанс для самореализации. Она давно мечтала дарить радость людям и самосовершенствоваться путем творческой реализации. Дина долго училась мастерить, портила бумагу и материалы, набирала необходимый опыт. Потом у нее появились новые заказы и родилось решение превратить скрапбукинг в постоянный заработок. Но вместо того, чтобы постоянно делать одинаковые интересные штучки для кафе или ресторанов, девушка выбрала эксклюзивный подход. Теперь она просиживает время в мастерской и изготавливает уникальные эксклюзивные вещи.
Дина считает себя настоящей художницей по призванию. Конечно она не совсем отказывается от привычных вещей и массовых заказов, поскольку они составляют солидную часть заработка на скрапбукинге. Но для нее также очень важна возможность реализации уникальных проектов.
Процесс формирования постоянной клиентской базы дался ей нелегко. Сначала приходилось тратить все свободное время на массовые заказы и часто делать бесплатные подарки. Когда известность Дины перешагнула через нужную отметку, она сумела перевести большую часть своей деятельности на творческую составляющую. Мастерица стала создавать уникальные вещи и забросила привычную работу, поскольку смогла довести свой заработок на скрапбукинге до солидных размеров.
Подытожив выше сказанное, остается лишь пожелать всем начинающим и опытным мастерицам огромного творческого вдохновения и бесконечного потока довольных клиентов. Не стоит бояться неизвестности и трудностей в новой работе. Любой труд заслуживает достойной оценки. Не стоит стесняться устанавливать высокую цену за работу, ведь в нее вложена частичка вашей души.
За два года работы в скрапбукинге может измениться буквально все.
Чем больше умений и стараний приложит мастер, тем быстрее он превратит свое хобби в заработок. Конечно, на пути к совершенству, финансовой стабильности и признанию будет много трудностей, связанных с реализацией и психологическими страхами. Но у людей с большими планами и творческими амбициями всегда все получается. Лучшим гарантом успеха в любом деле является профессионализм, активная жизненная позиция и бесконечная вера в удачу.
А настоящая любовь к своей работе и желание совершенствоваться может превратить скрапбукинг в прибыльный бизнес.